суббота, 13 апреля 2013 г.

Ох уж эти "компетенции"!

Самое сложное для меня задание из всех уже выполненных. Почему? - Я не могу сказать, что знаю общепринятую сущность понятия "компетенции"! Застенчивый
Сложно составить список компетенций, если не понимаешь точно что это обозначает. А если учесть еще наличие схожего (по произношению) понятия "компетентность", то задача еще больше усложняется...
Некоторое дополнительное исследование этого вопроса показало, что я его и не могу знать, в принципе. Улыбка Потому что в этой проблеме прямо как в известной пословице: "Где два казака, там три атамана". Мигнуть Единого мнения среди ученых просто нет, о чем недвусмысленно сказано в статьях "ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЙ «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» И «КОМПЕТЕНЦИЯ»" (Харитонова Е.В.) и "«КОМПЕТЕНЦІЯ» ТА «КОМПЕТЕНТНІСТЬ» ЯК ПРОВІДНІ ПОНЯТТЯ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ" (П'янковська І.В.).
"Отцы" и "матери" постСССР-овской педагогической практики также до сих пор не могут прийти к единому мнению и обосновывают различные трактовки (здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, ...). Словари и энциклопедии не отличаются оригинальностью в этом и также дают различные толкования "компетентности" и "компетенции". Широкие глаза
Простейший гуглоперевод на английский язык слова "компетентность" выдает:
имя существительное
1. competence
2. expertise
3. adequacy
а для "компетенция":
имя существительное
1. competence
2. competency
3. expertise
4. terms of reference
5. purview
6. capacity
7. scope
8. province
9. ability
10. attribution

Такое впечатление, что в свое время придумали два варианта перевода на русский слова "competence", а теперь все мучительно подбирают значения для "компетентность" и "компетенция". Улыбка
Поэтому мне ничего не остается делать как руководствоваться официальной информацией из документов. Так, российский ФГОС дает следующее определение:
"Компетенция - это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области".
В украинском законодательстве слово "компетенция" в основном применяется в отношении проблем разграничения полномочий между различными органами управления. 

Правда, нашел любопытный документ - "Державний стандарт базової і повної загальної середньої освіти" (ПКМУ №1392, 23.11.2011), в котором имеются следующие определения: Языкастый 
"компетентність - набута у процесі навчання інтегрована здатність учня, що складається із знань, умінь, досвіду, цінностей і ставлення, що можуть цілісно реалізовуватися на практиці"
и
"компетенція - суспільно визнаний рівень знань, умінь, навичок, ставлень у певній сфері діяльності людини".

В общем, полная чехарда и неразбериха. Сонный Поэтому, характеризуя компетенции куратора контента/содержания, кратко назову те способности, которые важны для успешного выполнения функций курирования:
1. с-сть аналитически мыслить,
2. с-сть концентрироваться на главном,
3. с-сть проявлять интуицию в условиях отсутствия информации или ее противоречивости,
4. с-сть самоорганизовываться в  своей работе (самодисциплинированность),
5. с-сть подавлять частнособственнический инстинкт в отношении добытой информации. Мигнуть

Желаю всем успехов!
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 3.0 Непортированная.

3 комментария:

  1. Да, вы правы. В отношении понимания компетенций - темный лес и множество мнений. В вашу коллекцию можно еще добавить 8-уровневую Европейскую систему квалификаций (ЕСК), которую сейчас многие страны берут за образец. Согласно этой системе получается, что куратор содержания в силу своей специфики может находиться только на 7 и 8 уровнях:
    - седьмой уровень - самоуправляемое изучение теории и практики, часть из которых находится на передовом рубеже данной специальной области. Способность интегрировать знания и формулировать суждения с учетом социальных и этических факторов и ответственности и осмыслить опыт при управлении изменениями в сложной среде;

    - восьмой уровень - системное освоение высоко специализированной области знаний и способность к критическому анализу, оценке и синтезу новых сложных идей. Способность разрабатывать, реализовывать и адаптировать важные исследовательские процессы. Опыт лидерства в разработке новых и творческих подходов, которые расширяют или переосмысливают существующее знание или профессиональную практику.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за дополнение моей коллекции, которую на самом деле можно еще дополнять и дополнять.
    Кстати, понятие "квалификация" является еще одним из тех, значение которого достаточно близко к возможному значению "исследованного" ;-) мною понятия.

    ОтветитьУдалить
  3. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить