пятница, 3 июня 2011 г.

О ловле рыбы

BorisPolov Wednesday, 7:07 am
"Преподаватель "забрасывает наживку", "расставляет капканы" в возможном большем количестве виртуальных мест, по всему пространству своей персональной учебной среды (среды, с помощью которой он преподаёт). А каждый студент "заглатывает свой набор наживок", "попадает в свой набор капканов". Т.е. использует тот набор предложенных инструментов, который лично ему показался наиболее удобным и эффективным."
Владение рыбаком различными методами лова является необходимым, но не достаточным условием для успешной рыбалки. Как бы хорошо ни владел рыбак техникой ловли нахлыстом, но если он будет применять эту технику ловли рыбы в бассейне для спортивного плавания, то вряд ли он придет домой с рыбой. Т.е., нужно не только уметь пользоваться имеющимися снастями, но необходимо еще и ловить в подходящем месте в соответствующее время. Уметь находить "рыбные места" и определять подходящее время для ловли не менее важно, чем уметь непосредственно применять рыболовную снасть.
А теперь о заданиях второй недели и о том что "резануло" слух на вебинаре.
После изложения (напоминания) теоретического материала по методологиям разработки учебного курса (безусловно являющегося ценным и полезным) и возможностях использования социальных сервисов на этапе его проектирования мы слышим рассказ Константина про его попытку по-новому спроектировать курс на практике. На этапе анализа он идет в райотдел и обращается к работающим там своим друзьям с целью получения ответов на вопросы о необходимых навыках и умениях для целевой группы разрабатываемого курса.
Во-первых, огромный respect Константину за этот рассказ про этот практический опыт и ... страницу 11111.
Во-вторых, на этом примере мы могли увидеть насколько отличается практика от теории. Ведь этот пример Константин привел на вебинаре про использование социальных сервисов при проектировании курса. Но он их не использовал! И не только потому, что это делалось, очевидно, до начала настоящего Открытого курса. И совсем не потому, что Константин не умеет делать это. Ответы Константина в очередной раз подтвердили мою мысль о том, что на практике имеются серьезные проблемы с "отловом" некоторых целевых групп с помощью таких инструментов как социальные сервисы. Причем речь не только о поиске или формировании таких мест скопления рыбы представителей целевых групп, речь также должна идти об их готовности заглатывать наживку сотрудничать.
Если эту проблему вижу только я (предупреждал ведь, что могу быть "черным оппонентом"), то расскажите, пожалуйста, о вашем опыте по данному вопросу. Или просто мнении. Буду благодарен.

7 комментариев:

  1. Вы не совсем поняли идею, мне показалось. Задача не в "отлове" слушателей с помощью социальных сетей, а в том, чтобы пользуясь веб-сервисами спланировать и, возможно полностью провести обучение уже имеющейся аудитории. Ну, а у кого ее нет, тогда, конечно, придется подумать еще и над этим.
    Перечитайте целевую аудиторию самого курса: преподаватели... и т.п. Там нет ни слова о тех, кто будет искать своих слушателей по всему интернету. У преподавателей уже есть студенты. Осталось правильно спланировать и обучить.

    ОтветитьУдалить
  2. "Вы не совсем поняли идею, мне показалось"
    Возможно... Но я воспринимаю задачи в порядке их значимости для себя. Освоить имеющийся инструмент - это не есть большая проблема (в чем, кстати, здесь многие признавались), нужно только приложить определенную "порцию" усилия.

    "Неделя 2.
    Инструменты для проектирования дистанционного курса
    Цель: выбирать различные инструменты для соответствующих этапов проектирования дистанционного курса"

    А вот, для проведения одного из этапов проектирование - Анализа, нужно изучить потребности целевой аудитории. И для этого можно использовать также и социальные сервисы. НО как с их помощью "подобраться" к таким сообществам? Лично для меня это гораздо более серьезная проблема, к решению которой можно подходить по разному.

    ОтветитьУдалить
  3. Уважаемый Владислав.

    Таня сказала, на мой взгляд верно. При создании курса - первоочередная задача это осознание "для чего и кому он нужен". То есть то что говорил КВН: Проанализировать какие умения нужны на практике, какие ожидания аудитории, есть ли у нее возможность работать он-лайн и какая, как лучше подавать материалы, какие программы нам нужны и т.д.

    Наша задача на этой неделе заключалась в том, чтобы показать всем, что для проведения такого анализа есть соответствующие социальные сервисы - опросники, анкеты, карты памяти инструменты для мозгового штурма.

    В академ. секторе и в организациях разная ситуация к построению стратегии обучения.

    В универе:
    1. у нас уже есть аудитория (не все к нам идут как в этот курс в хорошей внутренней мотивацией)
    2. Их умения уже прописаны в ОКХ и ОПП я и Вы их не писали.
    3. Наша задача - с помощью этих инструментов провести анализ уже готовой аудитории для ОПТИМИЗАЦИИ процесса преподавания (это относится не только к ДО но и к обычным формам обучения).

    В организациях немного не так. У них в большинстве есть время. Т.е. они (как правило HR отдел) у себя проводят опросы, мозговые штурмы и исследования проблем, чтобы понять чего им не хватает. При этом используя и то о чем мы говорили. Потом на основании этого составляют проект курса и т.д.

    У нас же ВУЗЫ оторваны от предприятий а предприятия от вузов (в СССР было немного не так). Мы не готовим человека для конкретной деятельности для конкретного предприятия, не знаю хорошо это или плохо. Мы не знаем что им надо они не знают что мы делаем. Поэтому и складывается ситуация, что проходит в компанию специалист, а его надо доучивать и иногда серьезно.

    Вот поэтому я решил и добавить в анализ "поход в народ". Я думаю в итоге это должно стать госприоритетом, но пока к этому никто не стремится и эта проблема остается.

    Но еще раз повторю. Наша задача состояла не в этом.
    1. Я (Вы) хочу создать дистанционный курс
    2. Для его правильного создания надо делать анализ.
    3. Для проведения анализа существуют социальные инструменты.... (я о них упоминал).

    А то что в нашей системе образования существует проблема анализа аудитории и того, что надо на практике.... ну что ж пока так.

    Спасибо за Ваш отзыв о моем выступлении. Ваша поддержка для меня очень важна.

    ОтветитьУдалить
  4. Владислав, Вы говорите "подобраться" к таким сообществам", но в задачах курса не было и слова о том, что НЕ ПЕДАГОГОВ научат, где брать людей. Это Ваша (может быть еще чья-нибудь) задача, она никакого отношения к заявленной программе курса не имеет.
    На курсе обещали научить ПЕДАГОГОВ применять в своей деятельности интернет-сервисы. Если Вы не педагог,имеющий класс или группу студентов, Вы можете научиться тому, чему учит курс Владимира Николаевича, а затем поискать в интернете ресурсы, где учат, как находить свою аудиторию. Вот как-то так.
    Обучите свою семью, в конце концов, для первого раза (асинхронно, например). Будет навык, который останется дополнить сущей мелочью - умением пиарить собственный курс и знанием, как привлекать к своим курсам, хорошо сделанным, аудиторию (если Вас интересует его коммерческое применение, например).
    Я не поучаю, я размышляю.
    Учить PR, seo, или чему-то близкому к этому, никто не обещал, почему же Вы ждете от курса того, чего нет в его описании?

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо Татьяне и Константину за реакцию на мое сообщение.
    У нас сейчас "день освобождения Киева" (от киевлян) ;-) , поэтому отвечу на ваши комментарии по приезду в воскресенье.
    Всем удачных выходных. :-)

    ОтветитьУдалить
  6. Хороших выходных всем!

    Очень интересная у вас тут дискуссия. Мне понравилось читать вас всех. Просто СУПЕР!
    Вы так классно все понимаете, и я полностью согласная и с Владиславом с его точкой зрения (только не о курсе, а немного о другом, но тоже совершенно насущном для тьютера на линии в частном секторе). И совершенно согласна с Таней и Константином о нашем курсе.

    Но я подметила еще и другой момент - как написана статья Владиславом. Он отлично закинул удочку с хорошей наживкой в нужном месте (в своем блоге, который у меня высвечивает новую его статью, которая и привлекла мое и ваше внимание.) И вот поэтому мы здесь, и есть о чем приятно подискутировать. К сожалению, я не умею так писать и восхищаюсь всеми вами. С прибольшим удовольствием читаю ваши статьи. Пишите еще, а я буду читать. :-)

    ОтветитьУдалить
  7. Щедрая Полтавщина одарила порцией свежего воздуха, отвлекла от привычных для жителя мегаполиса проблем и забот... :-)
    В общем, приехал. Прочитал внимательно отзывы. Слова Константина "Таня сказала, на мой взгляд верно" делают лишними, в общем-то, мои (не принявшие вербальную форму) аргументы.
    Поэтому только ремарки:
    1. "У преподавателей уже есть студенты" - в нормальной ситуации когда есть студенты, тогда уже и курс спланирован.
    2. "Вот поэтому я решил и добавить в анализ "поход в народ"" - и это правильно.
    3. "3. Для проведения анализа существуют социальные инструменты.... " - в пустыне практическая ценность имеющихся навыков использования ножовки по дереву стремится к 0. ;-)
    4. "...но в задачах курса не было и слова о том, что НЕ ПЕДАГОГОВ научат, где брать людей" - дык, я ж авторам курса претензий не предъявлял. Они и так делают очень много, за что им "респект и уважуха". :-)
    5. "Если Вы не педагог,имеющий класс или группу студентов,..." - ))))) хотя, группу студентов я, действительно, не имею ;-)
    PS. (В пятой ремарке должно быть много веселых смайлов - это добрая, невинная шутка)

    ОтветитьУдалить