*Размышления, спровоцированные ;-) содержанием отдельных слайдов презентации А.А.Андреева, которые стали последней каплей, переполнившей чашу моего молчания.
Вначале 2 жизненных эпизода.
1-й. Приезжаю на СТО для проведения планового обслуживания автомобиля. В процессе его обслуживания периодически заглядываю из комнаты ожидания (отдыха) клиентов в зону обслуживания и задаю вопросы, не менее каверзные ;-), чем в рамках данного курса. Естественно, что таким образом пытаюсь контролировать полноту и качество выполняемых регламентных работ, поскольку очень неплохо знаю разнообразные "фишки" сотрудников СТО. Забирая автомобиль "зондирую" почву, представленную старшим мастером смены, на предмет возможности определения в будущем хотя бы нескольких студентов соответствующей специальности к ним на практику. А в конце этого разговора старший механик мне и говорит:
А ведь я тоже заканчивал ваш университет. И когда устраивался сюда на работу, думаете кто-то обратил внимание на предоставленный диплом? Да он не играет никакой роли.2-й. Начало июня этого года, установочная сессия у студентов-заочников той же специальности. Вижу бывшего студента со стационара. Подходит, объясняет что его нет в списке и просит отметить присутствие. Спрашиваю где и кем работает... Ответ:
Сейчас с этим сложности. Не хотят без диплома брать.Т.е. ситуация преподавателям ВУЗов достаточно знакома и суть ее в том что, с одной стороны, ценность диплома упала ниже плинтуса, с другой стороны, получить в/о хотят все (но многие, при этом, учиться не хотят) и поступают в ВУЗы, а отсутствие диплома просто может легко использоваться для отказа в приеме на работу.
Возникает вопрос, а какова цель обучения? Мы знаем какие цели обучения определяются в учебных программах. ;-) Я же попробовал отобразить схематически преобладающие (на мой взгляд) цели students с помощью сетевого социального ресурса diagram.ly .
Как видим, характерная цель студента ВУЗа абсолютно не соответствует задекларированным (в нормативных материалах и рабочих программах дисциплин) целям. И на постсоветском пространстве этот процесс набирает обороты, imho. В результате все меньше остается преподавателей, желающих повышать свой профессиональный уровень и ... жевать черствый сухарик вместо бутерброда с маслом и икрой. А еще платное образование как способ выживания ВУЗов .... В общем, мыльный пузырь академического образования надувается все больше и больше, вопрос только в том как он лопнет (как лопаются пузыри мы видели/ощущали в сфере недвижимости).
Однако, речь не об этом, а о том что управление учебным процессом (планирование, организация, контроль, мотивация...) предполагает достижение не тех целей, которые волнуют большую (или уже бОльшую?) часть студентов. Причем эффективных механизмов воздействия на немотивированных к обучению студентов в распоряжении преподавателей практически не осталось.
Зато в неформальном образовании, вернее обучении, я не вижу противоречия между целями участников (обучаемых и обучающих). Поэтому и эффективность такого обучения намного выше по сравнению с академическим. Вопрос только - чему учат.... Теперь любой малец знает как найти в Интернете порно-видео, как снять видео избиения одноклассницы и выложить его в сеть и т.д. И пользуются они социальными ресурсами, в основном, с целью развлечения, зачастую в таких извращенных формах. Поэтому я до сих пор считаю "поход" преподавателей в социальные сети (не использование социальных ресурсов!) с целью обучения миссионерством. Исключение - использование специализированных социальных сетей, где создаются сообщества с целью обучения. Найти в местах виртуальных тусовок студентов, попытаться заинтересовать их интересной для них "конфеткой", втянуть в процесс поиска следующей/очередной учебной "конфетки" и подогревать этот процесс до тех пор, пока они не начнут получать удовольствие от такого учебно-конфетного квеста. Вот только вопрос, сколько студентов в таких тусовках может заинтересоваться "конфеткой"? Ответ даст только практика.
А теперь вернусь к первому слайду. P.Drucker по сути говорил о назревающем кризисе высшего образования. Выше я тоже, как бы, говорил о том же, - о кризисе высшего образования в наших странах. Однако, я с трудом представляю как наши чиновники могут позволить "отпасть потребности" в очном традиционном высшем образовании... 8-0 Дать спилить ветку, на которой сидишь, пусть даже она засохла ... в наших условиях - это фантастика. IMHO
Вот и второй слайд, привлекший мое внимание.
Я не понимаю, почему "быстро будет", поскольку еще с 80-х годов пытался убеждать своих студентов что в основе образования было, есть и будет самообразование. Преподаватель может только помочь его получить... :-)
PS. Не совсем в соответствии с рабочей темой недели, но ... не удержался.
Рада снова вас читать, Владислав. Что-то вы замолчали последнее время. Аж надо было Андрееву А.А. вас спровоцировать на новый, очень интересный пост.
ОтветитьУдалитьВот интересно, закончиться курс через неделю, будете ли вы продолжать писать? Жизнь станет скучной без ваших постов, без вебинаров Владимира Николаевича и Кости...
Из вашей статьи мне больше всего понравился последний абзац. Это ж простая истина - прежде всего надо студента научить учиться, а учиться он должен сам.
Спасибо, интересно, поддерживаю.
В продолжение поднятой здесь мною темы - статья основателя PayPal Питер Тиль "Учебная тревога" в переводе на русский http://esquire.ru/peter-thiel
ОтветитьУдалитьЗато наши мыльные пузыри в образовании круче!
Природа их возникновения отличается. ;-)