вторник, 31 мая 2011 г.

Почему "паутина"?

Невыполненное своевременно задание первой недели "Открытых курсов"  
el-Ukraine
привнесло некоторое чувство дискомфорта ...  Придя сегодня немного раньше с работы понял, что избавиться от него можно только одним путем - выполнить хотя бы частично задание. Не для отчета, а просто для себя.
Ну что же, сказано - сделано. Начинаю осваивать, в меру своих возможностей, "блогостроение". Начну, пожалуй, с главного. С удивлением для себя обнаружил немалое количество энтузиастов в сфере образования, имеющих педагогический опыт 10, 20 и даже 30 лет, но не утративших интерес к познанию появляющихся новых методов обучения. Это просто здорово!
У читающих данное сообщение тогда может возникнуть вопрос: а почему же тогда такое мрачное название блога - "Паутина образования"?
Во-первых, я почувствовал что "попался" в искусно сплетенную "паутину" Открытого курса и буду в меру возможностей в нем участвовать.
Во-вторых, просмотр построенной "Владычицей сетей" диаграммы связей социальных сервисов (лично мне категорически не нравится термин "карта памяти", но это тема для отдельного разговора) вызвал определенные ассоциации. Это не просто набор социальных сервисов, это - искусно сплетенные сети в WEB 2.0. Не хватает только концентрических линий, но их как раз и создаст сообщество преподавателей-инноваторов. ;-)
В-третьих, прогрессивные работники сферы образования и сами попали в сеть созданной официальными учреждениями паутины, сковывающей искренние попытки усовершенствовать систему образования.
Означает ли это, что описанная "паутина образования" является однозначным злом? Да нет, я не собирался в этом никого убеждать. Просто такая паутина, как и многие другие образования, могут использоваться как во зло, так и на благо. Все зависит от истинных целей ее создания и последующего применения.
Паук плетет сеть для ловли неосторожных насекомых с целью последующего их потребления. Преподаватель также может раскинуть PLE в виде взаимоувязанного набора социальных сервисов с целью организации тотального контроля мыслей учеников во внеучебное время. Кстати, что успешно применяется в бизнесе, в т.ч. и в  достаточно известных компаниях.
Но ведь искусственная паутина может добывать из воздуха живительную влагу. Подобным образом и персональная сеть социальных сервисов может создаваться для оказания помощи в деле поиска и извлечения жизненно важной влаги важных знаний. Я уверен, что именно в этом ключе и рассматривается задача в рамках данного проекта.

PS. Почему-то вспомнилось как когда-то, отдыхая семьей в Крыму, на какое-то время рядом с нами оказалась школьная учительница математики (старой закалки). Строгие математические вопросы за столом в тени абрикоса вызывали аллергическую реакцию 10-летнего сына. Это я к чему...? А кто-то исследовал, какие знания ученики (студенты) готовы получать через социальные сервисы? Imho, вопрос серьезный и далеко не однозначный, в чем  и убедился поговорив на эту тему с подросшим сыном (уже 19). 











3 комментария:

  1. Для того, чтобы ученики были готовы, должны быть готовы, прежде всего, преподаватели, вести просветительскую деятельность и вовлекать, в конце концов. Это первое
    Второе: это очень сильно зависит и от родителей, и от друзей.

    ОтветитьУдалить
  2. Очень понравились размышления о соц.сетях как о паутине... в метафорической форме, с удовольствием читаемы.
    Совершенно согласна с Татьяной. Естественно, преподаватели должны быть впереди, иначе никакой авторитет не поможет, если ученик будет знать больше.
    "...персональная сеть социальных сервисов может создаваться для оказания помощи в деле поиска и извлечения жизненно важной влаги важных знаний. Я уверен, что именно в этом ключе и рассматривается задача в рамках данного проекта." - однозначно!

    ОтветитьУдалить
  3. Прежде всего, хотелось бы поблагодарить Татьяну и Нину Ананьевну за комментарии к моей ночной дебютной статье в блоге. :-)
    Что же касается моего покрасневшего вопроса, то суть его не связана с сомнениями в отношении готовности учеников получать знания в социальных "курилках". Они не просто готовы, они там их давно уже получают. Вопрос в том, какие это знания, о чем и насколько они соответствуют нормам морали и нравственности (с т.зр. преподавателей)?
    Кроме того, молодежная сетевая субкультура, на мой взгляд, достаточно настороженно относится к "чужакам" (представителям старшего поколения). Хотя, в конечном итоге, все зависит от интересов учеников, сформировавшихся под влиянием ближайшего окружения (родители, друзья,...).
    Поэтому, мне очень понятна реакция Елены Крыловой на мою реплику о месте учителя в "курилке" на вебинаре Е.Тихомировой "Современное обучение: каким оно должно быть" от 19.05.2011:
    "Елена Крылова, 13:09
    Обучение "там, где живут люди" - это миссионерство. Это чтобы завлечь в храм, а дальнейшее развитие должно идти в храме. "

    ОтветитьУдалить