Не люблю сериалы, и не только потому что каждая последующая серия, как правило, менее интересная чем была предыдущая. Даже если они интересные (как некоторые говорят), все равно их не люблю ... как современных убийц времени. Поэтому надеюсь, что тема из серии "В поисках ответа" не станет долгоиграющей в моем блоге.
Однако в предыдущей "серии" я обещал рассказать о результатах моего опыта, поэтому продолжаю.
Краткое содержание предыдущих серий:
Итак, стал я участником социальных сетей ВКонтакте, FaceBook, G+ и студентам были выданы кроме моих e-mail, адреса сайта еще и реквизиты на FaceBook, G+ и созданной группы на ВК. Агитация не велась, просто разъяснил возможные преимущества их использования, которые заключались не только в предоставлении возможности своевременного выяснения волнующих вопросов, но и предоставления мне материалов в электронном виде по результатам выполнения самостоятельных заданий к занятиям. Также была продолжена практика анкетирования новых студентов в начале семестра.
Очень кратко о полученных результатах.
1. Несмотря на потрясающе высокую (для меня) готовность студентов общаться с преподавателями в социальных сетях (80% опрошенных), высказанную при первом анкетировании в сентябре 2011 года, очень малая часть студентов реально их использовала в активном режиме. В "активном режиме" - значит не только читают, но и задают вопросы, отсылают выполненные задания,... Через группу ВК выполненные задания отправляли человек 10-12 из ок. 100. Человек 5 использовали для этого электронную почту. Общая картина статистики посещений группы в ВК такова
2. Анкетирование вновь "прибывающих" студентов в феврале (59 участников) и сентябре (92 участника) 2012 года, проведенные уже исключительно в электронном режиме, показало в целом очень схожую картину по большинству вопросов, кроме .... отношения к социальным сетям. Сравните с предыдущими результатами:
февраль 2012 сентябрь 2012
Чи є у Вас потреба у спілкуванні з викладачами по мережі Internet?
Чи є у Вас потреба у спілкуванні з викладачами за допомогою соціальних мереж?
Таким образом, как видно из приведенных данных, количество студентов, ощущающих потребность в общении с преподавателями в социальных сетях почти в 2 раза меньше количества студентов, ощущающих потребность в общении с преподавателями через сеть Internet в целом.
Безусловно, что при проведении этого опроса не решалась задача обеспечения репрезентативности выборки и других требований статистики; основное внимание было уделено лишь обеспечению условий для максимально честного выражения мнения студентами.
Но все же результаты, на мой взгляд, интересны, поскольку они пока подтверждаются наблюдением за практической активностью студентов при общении по учебным вопросам в социальных сетях.
3. Инструменты, которые используются студентами в своей PLE указаны ниже.
Якими видами сервісів мережі Internet Ви користуєтесь?
4. Предпочтения студентов по видам сервисов и ресурсов для использования в учебном процессе показаны ниже.
Які види сервісів мережі Internet доцільно використовувати у навчальному процесі?
Вывод (мой и субъективный): роль социальных сетей в формальном обучении многими преподавателями неоправданно завышена. Студенты рассматривают социальные сети как место для развлечений, обсуждения своих проблем со сверстниками, а поэтому не всегда их радует возможность случайного пересечения в таких "тусовках" с преподавателями, ибо возможны неоднозначные ситуации.
Данное исследование носило разведочный характер, а для получения серьезных научно обоснованных выводов необходимо проведение соответствующего широкомасштабного исследования.
С интересом выслушаю ваше мнение, коллеги, по данному вопросу. Может кто-нибудь тоже проводил подобные вопросы.
PS. А вообще, интересно было бы общими усилиями разработать единую анкету и провести опрос большого количества студентов в разных ВУЗах.
Однако в предыдущей "серии" я обещал рассказать о результатах моего опыта, поэтому продолжаю.
Краткое содержание предыдущих серий:
Итак, стал я участником социальных сетей ВКонтакте, FaceBook, G+ и студентам были выданы кроме моих e-mail, адреса сайта еще и реквизиты на FaceBook, G+ и созданной группы на ВК. Агитация не велась, просто разъяснил возможные преимущества их использования, которые заключались не только в предоставлении возможности своевременного выяснения волнующих вопросов, но и предоставления мне материалов в электронном виде по результатам выполнения самостоятельных заданий к занятиям. Также была продолжена практика анкетирования новых студентов в начале семестра.
Очень кратко о полученных результатах.
1. Несмотря на потрясающе высокую (для меня) готовность студентов общаться с преподавателями в социальных сетях (80% опрошенных), высказанную при первом анкетировании в сентябре 2011 года, очень малая часть студентов реально их использовала в активном режиме. В "активном режиме" - значит не только читают, но и задают вопросы, отсылают выполненные задания,... Через группу ВК выполненные задания отправляли человек 10-12 из ок. 100. Человек 5 использовали для этого электронную почту. Общая картина статистики посещений группы в ВК такова
2. Анкетирование вновь "прибывающих" студентов в феврале (59 участников) и сентябре (92 участника) 2012 года, проведенные уже исключительно в электронном режиме, показало в целом очень схожую картину по большинству вопросов, кроме .... отношения к социальным сетям. Сравните с предыдущими результатами:
февраль 2012 сентябрь 2012
Чи є у Вас потреба у спілкуванні з викладачами по мережі Internet?
Ні | 7 | 12% | |
Так | 52 | 88% |
Ні | 16 | 17% | |
Так | 60 | 65% | |
Не знаю | 15 | 16% | |
Other | 1 | 1% |
Чи є у Вас потреба у спілкуванні з викладачами за допомогою соціальних мереж?
Ні | 18 | 31% | |
Так | 31 | 53% | |
Other | 10 | 17% |
| |||||||||||||||||||
Таким образом, как видно из приведенных данных, количество студентов, ощущающих потребность в общении с преподавателями в социальных сетях почти в 2 раза меньше количества студентов, ощущающих потребность в общении с преподавателями через сеть Internet в целом.
Безусловно, что при проведении этого опроса не решалась задача обеспечения репрезентативности выборки и других требований статистики; основное внимание было уделено лишь обеспечению условий для максимально честного выражения мнения студентами.
Но все же результаты, на мой взгляд, интересны, поскольку они пока подтверждаются наблюдением за практической активностью студентов при общении по учебным вопросам в социальных сетях.
3. Инструменты, которые используются студентами в своей PLE указаны ниже.
Якими видами сервісів мережі Internet Ви користуєтесь?
Електронна пошта | 89 | 97% | |
Чати | 11 | 12% | |
Форуми | 33 | 36% | |
Сервіси відеозв'язку | 25 | 27% | |
Блоги | 8 | 9% | |
Соціальні мережі (ВКонтакте, Facebook, ...) | 88 | 96% | |
Веду персональний сайт | 1 | 1% | |
Сервіси для розміщення та поширення матеріалів (відео, адіозаписи, тексти, слайди, ...) | 26 | 28% | |
Засоби для колективної роботи над матеріалами (текстами, схемами,....) | 14 | 15% | |
Вебінари | 2 | 2% | |
Геолокаційні сервіси | 6 | 7% | |
Сервіси збереження та поширення закладок | 6 | 7% | |
Агрегатори інформації | 0 | 0% | |
Персональні електронні видання | 3 | 3% | |
Не використовую | 0 | 0% | |
Other |
4. Предпочтения студентов по видам сервисов и ресурсов для использования в учебном процессе показаны ниже.
Які види сервісів мережі Internet доцільно використовувати у навчальному процесі?
Персональний сайт студента | 18 | 20% | |
Персональний сайт викладача | 56 | 61% | |
Блоги студентів | 20 | 22% | |
Блог викладача | 33 | 36% | |
Тематичні форуми | 36 | 39% | |
Соціальні мережі (ВК, Facebook, тощо) | 33 | 36% | |
Чати | 7 | 8% | |
Електронна пошта | 80 | 87% | |
Сервіси відеозв'язку | 14 | 15% | |
Сервіси для розміщення та поширення матеріалів (відео, тексти, слайди, презентації, закладок,...)) | 42 | 46% | |
Вебінари | 4 | 4% | |
Засоби для колективної роботи з матеріалами (текстами, схемами,...) | 29 | 32% | |
Геолокаційні сервіси | 1 | 1% | |
А навіщо їх використовувати у навчанні? | 0 | 0% | |
Не знаю | 2 | 2% | |
Other |
Вывод (мой и субъективный): роль социальных сетей в формальном обучении многими преподавателями неоправданно завышена. Студенты рассматривают социальные сети как место для развлечений, обсуждения своих проблем со сверстниками, а поэтому не всегда их радует возможность случайного пересечения в таких "тусовках" с преподавателями, ибо возможны неоднозначные ситуации.
Данное исследование носило разведочный характер, а для получения серьезных научно обоснованных выводов необходимо проведение соответствующего широкомасштабного исследования.
С интересом выслушаю ваше мнение, коллеги, по данному вопросу. Может кто-нибудь тоже проводил подобные вопросы.
PS. А вообще, интересно было бы общими усилиями разработать единую анкету и провести опрос большого количества студентов в разных ВУЗах.
Чудесное исследование)))
ОтветитьУдалитьСпасибо за отзыв!
УдалитьА может расширим общую картину и на ВУЗы Харькова? ;-)
Добрый день! Анкетирование я не проводила, а надо было! За посещением группы следила и есть интересная статистика-как реклама в твиттере влияет на посещение группы!Нежелание вступить в группы изъявила у меня на потоке только одна студентка...Продолжаю эксперимент. У меня уже более 10 учебных групп...
ОтветитьУдалитьВесьма рад, Наталья, что Вы заметили эту статью :-) ибо чуть-чуть знаю про Вашу активную деятельность в группах ВК для обеспечения учебного процесса.
УдалитьПросматривал одну из ваших групп (МН121-221 Информатика и компьютерная техника) и мне показалось, что студенты в ней являются исключительно читателями. В других группах также? Какой тогда смысл в использовании соц.сети, если не реализуются ее социальные функции?
Вы может быть знаете что я не являюсь энтузиастом в деле использования социальных сетей в обучении, но готов это делать если это будет востребовано у студентов. Пока массового спроса не заметил. Может быть, конечно, здесь сказывается и специфика региона, ВУЗа, специальностей,....
Кстати, если интересно, могу для ознакомления открыть Вам доступ в мою экспериментальную закрытую группу по дисциплине "Все про ЗЕД (НТУ- КАДИ)" (правда в этом семестре дисциплина "отдыхает") - http://vk.com/club34994123
Спасибо, Владислав! Есть над чем подумать. Готова присоединиться к опросу.
ОтветитьУдалитьБуду рад, если мои слова в PS. превратятся в реальный открытый исследовательский мини-проект. Действительно, интересно насколько студентам интересно использовать соц.сети в учебных целях.
УдалитьДля сведения воедино всех ответов анкета должна использоваться единого образца. Поскольку Вы из России, то готов перевести анкету на русский и выложить ее для обсуждения и корректировки.
Да, отлично, очень хотелось бы взглянуть на анкету.
УдалитьЯ после прочтения в размышлениях о соотношении формального и неформального в обучении. Действительно, наверное, не надо пытаться делать какую-то обязаловку из участия в сетевых проектах, но и пускать на самотек не стоит. Соотношение контроля и стихийности. Как это можно использовать в педагогических целях (уверена, что можно!).
Ниже даю ссылки на русскоязычную форму, которая использовалась для опроса:
Удалитьв виде формы
https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dGhpek1STGhnVk1JaThLVkFzSnVYclE6MA#gid=0
в виде таблицы
https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AtRdhqrfyankdGhpek1STGhnVk1JaThLVkFzSnVYclE#gid=0
Владислав, спасибо за анкеты!
УдалитьМысли пока следующие: очень хорошее уточнение - завышена роль соц.сетей именно в формальном обучении. А здесь скорее речь о неформальном. Социальная сеть как средство самоорганизации в неформальном обучении (м.б., одно из средств построения PLE). Но не самоцель.
Наивно думать, группы ВКонтакте, которые зачастую используются только для информирования, как-то сильно изменят качество формального образования. :)
Кстати, Курсера на "неформальность" и делает ставку - на самоорганизацию и мотивацию, свободный вход и выход.
Может быть, на основании этих анкет можно выбрать студентов, которые готовы к самоорганизации, с высокой мотивацией к самому предмету. И продумывать дальше формы работы с ними в интернет сообществах.
"Кстати, Курсера на "неформальность" и делает ставку - на самоорганизацию и мотивацию, свободный вход и выход."
УдалитьКстати, о Cooursera... оказывается, что свободно выходить могут не только обучаемые, но и ведущий профессор* ;-)
* cм. по ссылке http://chronicle.com/blogs/wiredcampus/professor-leaves-a-mooc-in-mid-course-in-dispute-over-teaching/42381
Я читал и улыбался. Все так, все именно так. Спасибо. Роль СС для обучения преувеличена.
ОтветитьУдалитьСпасибо за участие в обсуждении!
УдалитьНо все же это субъективное мнение (и мое личное), убежденность или ощущение. Поэтому оно мною рассматривалось как гипотеза, требующая своего подтверждения или опровержения с помощью объективных фактов. Именно потому анкетирование проводил при первом знакомстве со студентами, когда они не знают моего мнения, стараясь при этом никаким образом не проявить свое личное мнение. И хотя в течение семестра также старался не пытаться пропагандировать среди студентов свое мнение, тем не менее уверен, что подобные опросы тех же студентов в конце семестра (перед экзаменом ;-) ) дали бы уже другие результаты.
А не спросить ли студентов, почему им не интересны сети для обучения? Неудобно, непривычно, харизма Владислава давит:-), может попробовать некий сетевой проект, чтобы задания, ответы, мысли были исключительно в вашей группе в соцсети. Скорее вы правы, что соцсеть не воспринимаема как площадка для учебного процесса, тогда надо думать как сделать так, чтобы они шли сюда. Это не в коем случае не указания, а мысли по поводу.
ОтветитьУдалить"Харизма" не давила (не должна была), ибо:
Удалить- анкетирование специально проводил сразу после первого знакомства;
- в таких вопросах я человек скрытный ;-) и старался никаким неосторожным словом не выдать свое личное мнение по вопросу;
- вопросы по соц.сетям были замаскированы среди других и на них не делался акцент.
"... может попробовать некий сетевой проект, чтобы задания, ответы, мысли были исключительно в вашей группе в соцсети." - лично я против принуждения :-)
За мысли спасибо :-)
Я это к чему... Вот например многие вузы массово повышают ИКТ грамотность преподавателей, или гонят их на курсы повышения квалификации по поводу ДО. И если на секунду сравнить их с аудиторией, то получается тоже самое, что и у Вас (Вроде все говорят надо - а на самом деле небудут и нехотят). Следуя логике непринуждения - надо просто оставить все как есть и не трубить в педсообществах о преимуществах ИКТ. Кто захочет придет сам.... Как-то так получается
ОтветитьУдалитьКстати я говорю не о принуждении, а о возможном нахождении некой фишки для соцсети в рамках предмета каждого препода - т.е. о возможности заинтересованности учеников. И не категоричен в их использовании))). А вот почему они не хотят - было бы действительно интересно узнать)
ОтветитьУдалитьДобрый вечер! Результаты работы должны быть видны на ленте? Все вопросы обсуждались в личном чате, а результаты турниров я получала по почте и обсуждали на следующий день очно на лекции. Как продемонстрировать работу студентов в сети? Все вопросы разбирались лично. Да, Вам этого не видно.
ОтветитьУдалитьМожет я не права в чем-то, но это мой эксперимент. Накопительная система баллов сработала и с заданиями они справлялись легко после просмотров видео записей. Спасибо за отзывы и замечания.
Уважаемая Наталья!
УдалитьСразу же хотелось бы кое-что уточнить - я не собирался делать и не делал никаких замечаний. В отличие от многих Вы ищете новые пути повышения эффективности учебного процесса, экспериментируете при этом, анализируете результаты, делаете выводы и, кроме того, делитесь своим опытом, за что Вам большое спасибо!
Но у меня возникают вопросы, на которые не имею ясных (для меня) ответов. Именно их я и задавал.
Мне, например, и сейчас не очень понятно, в чем преимущества использования соц.сетей в формальном учебном процессе по сравнению с использованием других сервисов (персональный сайт, мессенджер или скайп, форум, ...), если соцсеть используется исключительно для доставки контента и прояснения вопросов в индивидуальном режиме? Просто потому что это привычная среда для студента? А если еще более привычной средой для них является/станет ночной клуб, что тогда? ;-)
Кстати, когда-то попадались на глаза результаты исследования, свидетельствующие о том, что долговременное нахождение студентов в соцсетях негативно сказывается на результатах их обучения. Хотя лично я убежден, что может быть и так и наоборот, - все зависит от того КАК и ДЛЯ ЧЕГО используют соц.сети, но все же...
Опять же, мое личное мнение заключается в том что соцсети могут быть полезны в формальном обучении в том случае, когда они:
- способствуют формированию и расширению сообществ, объединяемых определенными учебными целями, на основе совместной работы и сотрудничества (разве это обеспечивается при использовании личных чатов?);
- являются средством обмена опыта в названных сообществах (это позволяет обеспечивать как лента соц.сети, так и обычные форумы);
- способствуют созданию комфортного и продуктивного микроклимата в таких сообществах (это может дать соц.сеть, но преподавателю не всегда легко это обеспечить);
- формируют/усиливают мотивацию по усвоению материала и приобретению навыков (соревновательность, знаки различия, баллы рейтинга,....).
У меня на данный момент где-то такое понимание.
С уважением, Владислав.
Я с Вами целиком и полностью согласна. На мой взгляд это усиливает мотивацию к усвоению материала. Без Вашего разрешения воспользовалась анкетированием, только запустила.
УдалитьНа некоторые дисциплины отводится очень мало часов, а дополнительное общение в группе между студентами пусть даже только во время блиц турнира дает положительный эффект. Самообучение, обучение в коллективе. Но у меня мало сторонников...
Это не первая попытка приобщить преподавателей и студентов к дистанционной форме. В Moodle тоже есть курсы, но у курсов есть лектор и ассистент, который против такой формы обучения! У студентов зачет-лектор по боку!!! У нас так! Я себе выбила 50 баллов из 100 и работаю в сети.
ОтветитьУдалитьПравильно ли я понял, что:
Удалить1. Вы приобщаете студентов дневной формы обучения к дистанту?
2. Вы лектор, который с трудом выбил себе 50 баллов из 100 возможных у ассистента? ;-)
Пользуясь случаем хочу выразить свое мнение по поводу дистанционной формы - ее надо использовать в тех случаях, когда:
- очное обучение невозможно (например, не могут ходить на все занятия отдельные студенты стационара из-за работы, которую уже себе нашли);
- очное обучение существенно дороже дистанционного (для учебного заведения или же для обучаемого);
- используемые в дистанционном обучении "инструменты" обеспечивают более высокое качество добываемых обучаемыми знаний и навыков.
Мое глубокое убеждение заключается в том что e-learning, вообще, не должен рассматриваться в качестве повсеместного и полновесного заменителя традиционного обучения, которое решает все накопившиеся проблемы образования. Это форма/метод обучения, который имеет свою определенную нишу для эффективного применения.
В данный момент я анализирую как можно использовать социальные сети в дистанционном обучении. Да, пока проверяю на очниках, приобщая их к дистанту, вернее обучению и общению в сети. Вовсе не пытаюсь заменить традиционное обучение, а пытаюсь приучить к самостоятельной работе, хотя Вы правы, что это является мотивацией только для сильных студентов, но не для слабых, которые пытаются получить свои баллы совсем иным путем...Все очные занятия проходят по расписанию, а вот промежуточный контроль знаний доставка контента с дополнительными пояснениями и консультациями с использованием соц. сетей. Это мой эксперимент...
УдалитьХочу выразить свое мнение по поводу темы поста. Студенты, которые выражают свое желание коммуникации с преподавателем в социальных сетях еще не до конца осознают последствия. К примеру, мои студенты с удовольствием добавляются ко мне в друзья в соц сетях, но.. когда на паре у меня только половина группы, я захожу ВК и начинаю их загонять оттуда в реальную жизнь на пару, от этого они прямо-таки не в восторге, то же касается напоминаний о крайних сроках сдачи работ. Хотя со своей стороны они с удовольствием используют возможность в 11 часов ночи по ВК спросить у меня темы рефератов. Потому их желание сотрудничать весьма выборочно.
ОтветитьУдалитьЕще один аспект обучения в соцсетях - отвлеченность от изучения материалов, когда во время попыток разобраться в заданиях и предоставленных материалах вдруг в сети появляется любимая подруга и эмоционально рассказывает, как она вчера провела вечер, просто не возможно кинуть свои творческие поиски в учебной группе.
Еще из наблюдений, чем старше студенты, и соответственно выше уровень самодисциплины, тем удачней проходят попытки использования соцсетей в обучении.
Считаю, что для образовательных целей все же лучше создавать сайты преподавателя или отдельной группы. Был очень интересный опыт работы со студентами 4 курса в среде Ning.
И, в принципе, со студентами дневной формы обучения использовать технологии ДО намного эффективней, поскольку у них уже хорошо налажена коммуникация и различные контакты в сети Интернет. Так мои студенты 4-5 курсов обычно многие уже работают параллельно с дневной формой обучения. В итоге пропускают множество пар, как и те, кто болел, был на соревнованиях, концертах и т.п. И многие восстанавливают пробелы именно с помощью таких учебных сайтов или групп, это намного ускоряет процесс сдачи задолженностей.
Спасибо, Людмила, за отзыв на статью. Ваши наблюдения лишний раз подтверждают правильность моей первоначальной гипотезы о том, что студенты рассматривают соц.сети как свою тусовку, в которой к преподавателям будут относится настороженно.
УдалитьИ правильно, на мой взгляд, является популярный, в свое время в бизнесе, тезис "мухи - отдельно, котлеты - отдельно". ;-) Иначе принудительный перенос на территорию развлечений и отдыха части учебного процесса могут вызывать напряженность у студентов, ибо они там "висят" именно для развлечения. А "территория" для обучения должна быть четко обозначена и быть отдельной, хотя там тоже не будут лишними шутки, юмор и даже игры, которые могут способствовать повышению качества обучения :-)
PS. Студентов через ВК на занятия не загонял )))