"Выбирайте идею, а не миссию"*
На сегодняшнем вебинаре я не просто так задавал вопросы о видах стратегий e-learning (е-обучения). Тьюторы ОДК "Дистанционное обучение от А до Я" представили отличный материал о сущности процессов статегического управления развитием корпоративного ДО. Однако, хотелось бы обсудить некоторые моменты.
1. Для чего нужна стратегия (здесь и дальше буду говорить о ДО)?
Разве не для достижения определенных целей в долгосрочной перспективе?
2. При выборе стратегии разве можно обойтись без этапа Оценки альтернатив?
3. Как сравнивать альтернативные варианты стратегий, если они представляют из себя довольно объемное описание ее составляющих:
4. Как в этом массиве не "потерять" главные отличительные особенности разных видов стратегий? И как не упустить из виду при рассмотрении возможные стратегии?
- Согласование учебных стратегических целей с организационными.
- Обеспечение поддержки руководства и принятие стратегии пользователями.
- Определение технологических требований.
- Партнерство с внешними профессионалами
- Формирование методологии оценки результатов.
5. Из общей теории менеджмента известно, что управление наиболее эффективно в том случае, когда миссия и цели организации известны сотрудникам и принимаются ими (разделяются).
Как я понимаю, в данном ОДК участвует много коллег, по месту работы которых используется ДО. И мне интересно, а как вы можете доходчиво рассказать о принятой стратегии ДО? Если использовать структуру из цитаты в п.3, то не затеряется ли там сама суть стратегии?
Поэтому, на мой взгляд, весьма целесообразным является проведение классификации возможных стратегий развития ДО в организации на основе выделения главной идеи. И мы знаем, что подобная работа уже была проведена признанными авторитетами в области менеджмента, только не по отношению к ДО. Например, конкурентные стратегии Портера:
1. дифференциации (создание у покупателя чувства убежденности в том, что продукт компании превосходит подобный продукт конкурентов; это позволяет ей предлагать более высокие цены);
2. лидерства по издержкам (достигая низких затрат на производство, компания может получать высокие прибыли при низких ценах);
3. фокусирования (применение стратегии дифференциации или стратегии лидерства по издержкам на узкопрофильных сегментах рынка).
И т.д.
Такая классификация позволяет сразу четко видеть главное различие между основными идеями этих стратегий.
И, напоследок, еще одна цитата из книги "Правила Джобса":
"Неотразимая идея значительно отличается от формулировки миссии компании. Традиционные формулировки длинны и запутанны. Обычно они составляются специальной комиссией и предназначаются для того, чтобы положить их в какой-нибудь ящик и забыть. Ни один профессионал бизнеса из тех, кого я когда-либо встречал — ни один! — не мог процитировать миссию компании дословно. Если вы не можете ее запомнить, то зачем беспокоиться? Выбросьте формулировку миссии. Это пустая трата времени. Создайте вместо нее идею — это намного более вдохновляюще.
Идея — это картина лучшего мира, который станет реальностью благодаря вашим продуктам или услугам. Пленительные идеи вдохновляют инвесторов, работников и клиентов; и, самое главное, они побуждают людей стать «евангелистами» организации."
* Галло, К. Правила Джобса. Универсальные принципы успеха от лидера Apple / Кармин Галло; пер. с англ. Лины Пильберт. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011, —240 с.
Спасибо за отзыв. Просто мне кажется стратегии корпоративного сектора требуют серьезной адаптации для ВУЗа и ДО в частности.
ОтветитьУдалитьНапример:
стратегия внедрения ДТО для поддержки очной формы;
стратегия внедрения ДТО для заочной формы обучения;
стратегия внедрения ДТО для последипломного образования.
И у них будет много похожего и разного для разных вузов. Кроме того все зависит от конечной цели.
Например: руководство ВУЗа хочет, чтобы все слушатели заочной формы обучения с помощью технологий дистанционного обучения работали с учебным материалом по всем дисциплинам в межсессионный период, выполняли практические задания, сдавали модульные контроли.
А в другом ВУЗе видят перспективы внедрения в дневную форму, причем раздумывают над двумя вариантами:
1. организация самостоятельной работы над материалом предусмотренным учебной программой + выполнение студентами модульных контролей,
2. перевод метериалов дисциплины в электронную форму и предоставление к ним простого доступа как к дополнительному источнику информации или что-то еще.
Понятно, что глобальная идея одна и связана она с миссией всей системы образования: "подготовка к профессиональной деятельности в рамках определенной специальности" (я понимаю что это несколько грубо и насчет ее можно и нужно спорить, но где-то так).
А может Вы уже сформулировали свою классификацию стратегий? Если да, то поделитесь идеей. Спасибо еще раз за отзыв.